понедельник, 4 мая 2015 г.

Учитель-дефектолог в детском саду.

Учитель-дефектолог в детском саду.
  Учитель-дефектолог работает с детьми дошкольниками, имеющие задержку психического развития (ЗПР). С детьми педагог работает индивидуально и в подгрупповой форме. Подгрупповые занятия с детьми проводятся по блокам:

*      Развитие элементарных математических представлений (все возрастные группы);
*      Ознакомление с окружающим миром (все возрастные группы);
*      Сенсомоторное развитие (средняя группа).
*      Подготовка к обучению грамоте (подготовительная  группа)
*      Развитие речевого восприятия (старшая группа)

    Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Учителю-дефектологу важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Также в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.
   Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.
    При поступлении детей в группу учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование каждого ребенка на протяжении трех этапов:
- 1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются условия воспитания в семье.
    Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
- 2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. Также дополняются сведения, полученные в начале учебного года. В программу могут вноситься коррективы.
- 3-ий этап (две недели мая): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу.
    Необходимо также отметить, что учитель-дефектолог работает в тесном контакте с воспитателями, психологом, музыкальным работником, физкультурным руководителем, логопедом, медицинской сестрой и родителями.
   На своих занятиях учитель-дефектолог использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

Рубрика "Наши занятия".
Учитель-дефектолог в группе для детей с ЗПР проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.
Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
- ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
- развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории);
- сенсомоторное развитие (средний возраст);
- подготовка к обучению грамоте (подготовительная  группа);
 -развитие речевого восприятия (старшая группа)

     Ознакомление с окружающим миром.
Основная задача познавательного развития детей с ЗПР – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, представления.
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенка знакомят  с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром проводятся по следующим направлениям:
- ознакомление с явлениями социальной жизни;
- ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
- ознакомление с природой.

Развитие элементарных математических представлений.
В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач. Математическое развитие является мощным инструментом:
- для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
- подготовки к школьному обучению.
Формирование математических представлений у детей с ЗПР осуществляется с учетом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания и методов обучения математике учитываются возрастные особенности и особенности психического развития детей.
На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям:
- величина
- форма
- цвет
- количество и счет
- ориентировка в пространстве
- ориентировка во времени.

Занятия по сенсомоторному развитию

Данные подгрупповые занятия проводятся учителем-дефектологом в средней группе. Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию.
На занятиях решаются задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.
Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие:
- зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);
- слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).

Развитие речевого восприятия
Задачи:
·         развивать самоконтроль: способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ребенок описывает;
·         анализировать простые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки; использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;
·         обогащать словарь  детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей Программы;
  • правильная и отчетливая артикуляция звуков;
  • чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса;
  • ознакомление с печатными буквами А, а, О, о, У, у, ы, М, м, Н, н, В, в, К, к, П, п, С, с; соотнесение звука и буквы;
  • формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения, состоящего из 2-3 слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов); термины слово, предложение;
уточнение и обогащение словарного запаса детей; формировать умение говорить достаточно громко, не торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.

Подготовка к обучению грамоте
Задачи:
  • оказание помощи при освоении необходимых знаний, умений и навыков в подготовке к обучению грамоте;
  • развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;
  • формирование у детей направленности на звуковую культуру речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
  • совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных;
  • формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать,
  • сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка;
  • подготавливать  к обучению технике письма.
    Помимо подгрупповых занятий учитель-дефектолог  проводит индивидуальную работу с детьми. По результатам анализа диагностического обследования детей педагог составляет план индивидуальной коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год.
Сложность психологической структуры задержи психического развития в дошкольном возрасте обуславливает широту спектра задач коррекционной работы с ребенком. Основное внимание прежде всего уделяется формированию психологических механизмов для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, созданию условий для формирования возрастных новообразований в психике. В своей работе, в том числе и на индивидуальных занятиях, учитель-дефектолог старается отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.
На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
- по средствам специально отобранных методов и приемов развивает основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение;
- стимулирует развитие учебной мотивации и познавательной активности;
- совершенствует двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;
- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- проводит проверку домашнего задания;
- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам;
- отрабатывает с ребенком основной материал по темам, пропущенные им по причине болезни или иным семейным обстоятельства

Комментариев нет:

Отправить комментарий