воскресенье, 12 февраля 2017 г.

Игры на развитие процессов памяти и мышления.

Картотека игр НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Игра «Запомни — положи»
Задача: развить произвольную зрительную па­мять, умение запоминать последовательность кар­тинок (игрушек).
Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После это­го картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок дол­жен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
Игра «Что пропало?»
Задача: развить произвольную зрительную па­мять, умение запоминать количество и место нахож­дения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомы­ми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ре­бенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.
К пяти годам ребенок должен научиться не толь­ко показывать местонахождение убранного предме­та, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог.  Например:   «Не стало картинки с куклой».
Игра «Что изменилось?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
Оборудование. I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.
II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим. количеством героев и характеризующих их де­талей, другая - похожая на нее, но с небольшими от­личиями.
Описание. I вариант. Взрослый показывает ре­бенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его за­помнить, как они лежат друг за другом. Затем ребе­нок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешива­ются, после чего ему нужно разложить их в задан­ной последовательности и назвать по порядку.
II вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка уби­рается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что измени­лось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.
Например: «На первой картинке у зайчика на  бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».
Игра «Что добавилось?»
Задача: развить произвольную зрительную па­мять, умение запоминать количество и место нахож­дения заданных предметов.
Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лиш­нюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полно­го ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».
Игра «Что стало по-другому?»
Задача: развить произвольное зрительное внима­ние, научить запоминать заданную последователь­ность предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомы­ми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия пред­ложениями о местонахождении картинок (или игру­шек). Например: «Картинка с мячиком лежала пер­вой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «По­меняли местами машинку и книжку».
Игра «Повтори за мной действия»
Задача: развить у детей зрительную и двигатель­ную память, координацию движений, научить их по­следовательному повторению действий за взрослым.
Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 дви­жений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самосто­ятельно повторить.
Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок. 

Игра «Посмотри — запомни — нарисуй»
Задача: развить у детей зрительную и двигатель­ную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ре­бенку в этом возрасте.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточ­ку с фигурами и предлагает внимательно их рассмо­треть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем кар­точка убирается, а ребенок должен нарисовать уви­денные фигуры в том же порядке, как на образце.
Игра «Запомни пары»
Задача: развить зрительную память и ассоциа­тивное мышление детей, тренировать их в умении соотносить подходящие по смыслу предметы.
Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, под­ходящие друг другу по смыслу.
Описание. Картинки перемешиваются и раскла­дываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответст­вующую картинку и подходящую ей по смыслу пар­ную картинку.
Например: ваза - цветы, собака - ошейник, ключ -замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без карти­нок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.
Игра «Запомни — назови»
Задача: развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных пред­метов или картинок.
Оборудование. I вариант: детям 3-4 лет предъяв­ляются 4-5 картинок или хорошо знакомых предме­тов; для детей 5 лет количество картинок или пред­метов увеличивается до 6-7 штук.
II вариант: парные карточки, на одной из кото­рых изображено определенное (в зависимости от воз­раста ребенка) количество предметов (см. I вариант), на другой - к количеству предметов с первой карточ­ки добавляется несколько новых.
Описание.
I  вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти назы­вает те из них, которые он запомнил.
II  вариант. Сначала ребенку предъявляется пер­вая карточка, ребенок  рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем
эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.
Игра «Ответь на вопросы»
Задача: развить у детей зрительную память, уме­ние внимательно рассматривать картинку и запоми­нать ее детали.
Оборудование: сюжетные картинки для рассмат­ривания.
Описание. После рассматривания ребенком кар­тинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее со­держанию.
Инструкция взрослого при этом может быть сле­дующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его дру­зья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».
Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в ка­ком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».
Игра «Постучи, как я»
Задача: развить слуховое внимание и память де­тей, тренировать их в отстукивании заданного рит­ма по образцу взрослого.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослу­шать несложный ритм, который он отстучит, и по­пробовать повторить его за ним, сохраняя количест­во, частоту и силу ударов.

Картотека игр по развитию мышления
у детей дошкольного возраста.
               1. «Описываем различные свойства предметов».
            Описать любой предмет или игрушку.
            Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.
            Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете. 
            Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о             волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.
            "Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь                      идет о яблоке или о яблоках.
              2.  «Продолжаем знакомство со свойствами предметов».
            Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного             предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).
              3.  «Кто летает?»
            Цель: выделить существенные признаки предметов. 
            Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать -                 дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.
              4.  «Съедобное – несъедобное». (с мячом).
           "Я буду называть предметы, например: "яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно,                   кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы                       должны поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не ловим.
             5.  Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.    
            «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».
            «Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине –                           щетинка».      
            «Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу                   начинать».     
            «Голубой   платок,   алый   колобок,   по   платку   катается,   людям                               улыбается».   
            «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».   
            «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».
             6. «Ищем одинаковые свойства предметов». 
            Задания:
            1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что э            то за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые..
            2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые. 
            7.«Классификация»
            1). Разложить предметные картинки по группам.
            2). Разложить предметные картинки с изображениями животных на                              группы:  те, кто живет в воде; кто живет в лесу, те, кто живет в жарких                        странах.
            3). Из набора карточек выбрать то,
                 а) что можно есть (съедобное);
                 б) что сделано человеком;
                 в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д.                                             4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.
            5). Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы),  а в другую -                    большие.
            6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.
            7). Из всех пуговиц выбрать только круглые.
            8).  Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую -                  зеленые и т.д. (аналогично ленты).        
             8. Дома работа по классификации:
                               · разобрать покупки (рассортировать);
                               · что нужно положить в холодильник?
                               · что нужно положить в морозилку?
                               ·что положить на полочку в ванной?
                               ·куда положить стиральный порошок?
                               ·куда крупу?
                               ·стирка: рассортировать белье на белое и цветное;
            9. «Большой - маленький».
            Маленькая   и  большая  кукла.   Одежда  обоих  кукол  лежит  рядом.                           Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы. 
           10. «Назови одним словом».
            Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их              можно назвать одним словом:
                 1.  суп, каша, гуляш, кисель;
                 2.  лошадь, корова, овца, свинья;
                 3.  курица, гусь, утка, индейка;
                 4.  волк, лиса, медведь, заяц;
                 5.  капуста, картофель, лук, свекла;
                 6.  пальто, шарф, куртка, костюм;
           11.Вопросы для развития мышления.
                1. Почему вода в холодильнике замерзает?
                2. Почему зимой включают отопление?
                3. Для чего нужны печки и плиты?
                4. Откуда мы узнаем, сколько время?
                5. Зачем нам книги?
                6. Что делают ножницами?





1.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий