Картотека игр НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Игра «Запомни — положи»
Игра «Запомни — положи»
Задача: развить
произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).
Оборудование: 4
картинки с хорошо знакомыми ребенку
предметами или 4 игрушки.
Описание.
После рассматривания
картинок (игрушек) взрослый
раскладывает их на столе и просит запомнить, как они
лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок
должен разложить их в исходной
последовательности и назвать по
порядку.
Игра «Что пропало?»
Задача: развить
произвольную зрительную память, умение запоминать
количество и место нахождения заданных
предметов.
Оборудование: 3-4
картинки с хорошо знакомыми
ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание.
После рассматривания
картинок (игрушек) взрослый
раскладывает их на столе и просит запомнить,
как они лежат друг за другом. Затем ребенок
закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок
(игрушек) и выравнивает нарушенный ряд
предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и
показать, где он находился.
К пяти годам ребенок должен научиться не только
показывать местонахождение убранного предмета,
но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог.
Например: «Не стало картинки с куклой».
Игра «Что изменилось?»
Задача: развить
зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
Оборудование. I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или
игрушек.
II вариант: одна
сюжетная картинка с небольшим.
количеством героев и характеризующих их деталей,
другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.
Описание. I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или
игрушки, называет их, затем выставляет
(выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом.
Затем ребенок закрывает глаза,
картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.
II вариант. Ребенок
внимательно рассматривает первую
сюжетную картинку, стараясь запомнить в
деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется
вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.
Например: «На первой картинке у зайчика на бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на
спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».
Игра «Что добавилось?»
Задача: развить
произвольную зрительную память,
умение запоминать количество и место нахождения
заданных предметов.
Оборудование: 3
картинки с хорошо знакомыми ребенку
предметами или 3 игрушки.
Описание.
После рассматривания
картинок (игрушек) взрослый раскладывает
их на столе и просит запомнить
их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно
добавляет какую-либо, не привлекающую
особого внимания картинку
(или игрушку). Ребенок должен назвать исходные
картинки (игрушки) и определить лишнюю.
К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы
прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».
Игра «Что стало
по-другому?»
Задача: развить
произвольное зрительное внимание,
научить запоминать заданную последовательность
предметов.
Оборудование: 3-4
картинки с хорошо знакомыми
ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После
рассматривания картинок (игрушек)
взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить,
как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза,
а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки).
Ребенок должен восстановить исходную последовательность
картинок (игрушек). К 5 годам ребенок
должен сопровождать свои действия предложениями
о местонахождении картинок (или игрушек).
Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т.
д. или «Поменяли местами машинку и
книжку».
Игра «Повтори за мной
действия»
Задача: развить у детей зрительную
и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.
Описание: Взрослый
и ребенок стоят напротив друг
друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений,
следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их
последовательность и самостоятельно
повторить.
Например: руки вверх - вперед - в стороны - на
пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки
вверх, встать - руки на поясе,
прыжок.
Игра «Посмотри — запомни —
нарисуй»
Задача: развить
у детей зрительную и двигательную
память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка
с 2-3 нарисованными на ней геометрическими
фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Описание. Взрослый
показывает ребенку карточку с
фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть
в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен
нарисовать увиденные фигуры в том же
порядке, как на образце.
Игра «Запомни пары»
Задача: развить
зрительную память и ассоциативное
мышление детей, тренировать их в умении соотносить
подходящие по смыслу предметы.
Оборудование: знакомые
ребенку предметные картинки,
из которых можно составить пары, подходящие
друг другу по смыслу.
Описание.
Картинки перемешиваются и
раскладываются на столе. Взрослый
произносит слова к
каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей
по смыслу парную картинку.
Например: ваза -
цветы, собака - ошейник, ключ -замок,
тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.
Игра «Запомни — назови»
Задача: развить
зрительную память детей, научить
их запоминать количество заданных предметов
или картинок.
Оборудование. I вариант: детям
3-4 лет предъявляются
4-5 картинок или хорошо знакомых предметов; для детей 5 лет количество
картинок или предметов
увеличивается до 6-7 штук.
II вариант: парные
карточки, на одной из которых
изображено определенное (в зависимости от возраста ребенка) количество предметов (см. I вариант), на
другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.
Описание.
I вариант. Ребенок
рассматривает ряд предметов или
картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.
II вариант. Сначала
ребенку предъявляется первая
карточка, ребенок рассматривает и
называет изображенные на ней
предметы, считает их. Затем
эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.
эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.
Игра «Ответь на вопросы»
Задача: развить
у детей зрительную память, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.
Оборудование: сюжетные
картинки для рассматривания.
Описание. После
рассматривания ребенком картинки
взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.
Инструкция
взрослого при этом может быть следующей.
Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки
принесли зайке на день рождения его друзья»;
затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».
Или
сначала: «Постарайся запомнить, кто в каком
домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике
живет».
Игра «Постучи, как я»
Задача: развить
слуховое внимание и память детей,
тренировать их в отстукивании заданного ритма
по образцу взрослого.
Описание.
Взрослый предлагает ребенку
прослушать несложный ритм, который
он отстучит, и попробовать
повторить его за ним, сохраняя количество,
частоту и силу ударов.
Картотека игр по развитию мышления
у детей дошкольного возраста.
1. «Описываем различные свойства предметов».
Описать любой предмет или игрушку.
Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего
предназначена? и т.д.
Усложнение: рассказать сказку или историю об этом
предмете.
Например: "яблоко". Какое оно? В каких
сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.
"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или
историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.
2. «Продолжаем знакомство со свойствами
предметов».
Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид,
свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет
(игрушка).
3. «Кто летает?»
Цель: выделить существенные признаки предметов.
Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети
разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.
4. «Съедобное – несъедобное». (с
мячом).
"Я буду называть предметы, например:
"яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если
названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если
несъедобный - мяч не ловим.
5. Знакомимся с признаками предметов с
помощью загадок.
«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки
поет».
«Спереди - пятачок,
сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».
«Нет ног, а хожу,
рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать».
«Голубой
платок, алый колобок, по
платку катается, людям улыбается».
«Комочек
пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».
«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса
плывут».
6. «Ищем одинаковые свойства предметов».
Задания:
1. В мешочек положить несколько мелких вещей.
Определить на ощупь, что э то за вещи. Есть ли среди предложенных вещей
одинаковые..
2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать
одинаковые.
7.«Классификация»
1). Разложить предметные картинки по группам.
2). Разложить предметные картинки с изображениями
животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу, те, кто живет в
жарких странах.
3). Из набора карточек выбрать то,
а) что можно есть (съедобное);
б) что сделано человеком;
в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и
т.д. 4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую -
все ракушки.
5). Положи в одну коробку маленькие
ракушки (пуговицы), а в другую - большие.
6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую
- короткие.
7). Из всех пуговиц выбрать только круглые.
8). Рассортировать пуговицы по цвету. В одну
кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).
8. Дома работа по классификации:
· разобрать
покупки (рассортировать);
· что нужно
положить в холодильник?
· что нужно положить
в морозилку?
·что положить на
полочку в ванной?
·куда
положить стиральный порошок?
·куда
крупу?
·стирка:
рассортировать белье на белое и цветное;
9. «Большой - маленький».
Маленькая и большая
кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.
10. «Назови одним словом».
Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что
их объединяет, как их можно назвать одним словом:
1. суп, каша, гуляш, кисель;
2. лошадь, корова, овца, свинья;
3. курица, гусь, утка, индейка;
4. волк, лиса, медведь, заяц;
5. капуста, картофель, лук, свекла;
6. пальто, шарф, куртка, костюм;
11.Вопросы для развития мышления.
1. Почему вода в холодильнике замерзает?
2. Почему зимой включают отопление?
3. Для чего нужны печки и плиты?
4. Откуда мы узнаем, сколько время?
5. Зачем нам книги?
6. Что делают ножницами?
|
1.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий