Главная задача в дошкольном
образовании – научить детей связно и последовательно, грамматически и
фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из
окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со
взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Бытовой словарь детей в
количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной
речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в
пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием
самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по
ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).
В словаре мало обобщающих
понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину
предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми
заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий,
узкий.
Дети допускают ошибки при
изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком,
кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с
существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки
в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.
Устранение ошибок в речи
возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне
родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком.
Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи.
Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи.
Важно создавать благоприятное
речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Словарные упражнения играют
большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников
в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую
деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».
Для поддержания интереса к
звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно
использовать следующие упражнения.
Упражнения с существительными
Родитель (показывает картинки).
·
Придумай
к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).
·
Назови
две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
Родитель (показывает игрушечного медведя).
·
Назови
по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)
·
Назови
одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Упражнение с глаголами
Родитель.
·
Что
умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться,
мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)
·
Что
делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
·
А что
умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
·
Что
делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается).
·
Что
умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться),
·
Что
любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться).
Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит,
радуется, торопиться),
·
Что
делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит,
зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы
закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и
действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая
наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с прилагательными
Родитель.
·
О чём
можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар,
мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка),
красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
·
Какими
словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое,
радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
·
Какими
словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое,
светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
·
Каким
может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).
·
Ответь одним
словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый,
увядающий, опадающий).
·
Какие
слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий,
сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнения с наречиями
Родитель.
·
Как
мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
·
Как
передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
·
Как
падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно,
спокойно, плавно, красиво).
·
Как вы
встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
Во время вечерних игр можно
предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые
обозначаются определёнными словами.
Например:
Например:
Родитель.
·
Какими
словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?
·
-
Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…
·
-
Попробуй нарисовать это состояние погоды.
·
- Можно
предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода
сырая и дождливая»;
·
-
«зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;
·
-
нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом,
состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых
слышатся звуки У, С, Р.
Важно использовать
каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать,
разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком
книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё
мнение и переживания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий